Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестно, что речь человека берет своё начало с синтаксиса, непосредственно с полного осознания его основных законов, с освоения важных правила, регулирующих построение единиц языка, а именно словосочетаний и предложений, с применения в речи названных синтаксических единиц.
Синтаксический строй речи следует относить к интегральному качеству, в котором отображается уровень общей культуры, а значит и образованности личности, проявляющейся во всем своём своеобразии, способности овладеть новыми для человека навыками и умениями, приобрести необходимые знания и использовать их в своей деятельности. Подобное понимание синтаксического строя речи обуславливает выбор наиболее оптимальных методических приёмов, эффективных средств, способствующих изучению синтаксиса в условиях общеобразовательного заведения, которое призвано решать вопросы, затрагивающие развивающее и воспитывающее обучение применительно к каждому обучающемуся.
Согласно утверждению Н. И. Жинкина, письменная речь выступает в качестве сложной аналитико-синтетической деятельности, в которой функционирует ряд механизмов, таких как механизм выбора слов, контроля и критики текста.
В свете сказанного можно предположить, что формирование синтаксического строя речи детей младшего школьного возраста невозможно без осуществления специальной работы, направленной на составление разнообразных вариантов предложений, на образование словосочетаний, требующих включения в состав предложений, на удержание в памяти основы предложений, их оборотов и словосочетаний.
Программный курс освоения грамматики общепринято начинается именно с синтаксической темы «Предложение». Следует отметить, что в современные курсы, обладающие коммуникативно-ориентированным характером, ряд авторов внедряют модель: коммуникация речь текст предложение слово слог звук, что с нашей точки зрения является логическим и функционально обоснованным подходом, позволяющим изначально раскрыть перед младшим школьником систему языка.
Также, следует учитывать, что синтаксические значения и умения содействуют лучшему пониманию текста в процессе ознакомления с ним и развитию собственной речи учащегося, как устной, так и письменной. В качестве критерия потребности непосредственно в синтаксисе выступает уровень овладения практическими умениями школьниками, которые отображаются в свободном построении сложных предложений, прямой речи, обособленных оборотах, подчинительных конструкций и в своей речи. Сказанное нуждается в обязательном осуществлении теоретического осмысления и корректировки с точки зрения культуры речи.
Самые значимые исследования русского синтаксиса приходятся на вторую половину ХIХ в начала XX века и представлены тремя основными методическими направлениями, а именно: 1) логическими; 2) психологическими; 3) формальными [17, с. 305].
Указанные направления стали наиболее значительными достижениями для лингвистики того времени, тем не менее необходимо отметить, что в большей степени они страдали односторонностью. При этом представители всех обозначенных нами направления считали иной поход к синтаксису неверным. Так, А. А. Потебня в процессе разработки своей синтаксической системы выступил с критикой логической концепции, предложенной Ф. И. Буслаевым. А ученые, придерживающие формального направления, признав ряд положений психологической концепции, поставили акцент на роли форм слова в синтаксической системе [17, с. 159].
На наш взгляд, наиболее значимым этапом в исследовании русского синтаксиса стал многоаспектный подход к предложению, выступающему в роли синтаксической единицы, обладающей логической, психологической и формальной сторонами. Основная сущность так называемого диалектического метода заключается в рассмотрении означаемой и означающей сторон синтаксических единиц [20, с. 34]. В качестве основы описания названных синтаксических единиц выступают их грамматическая семантика и формальные средства.
Следует признать, что для изучения в начальной школе на сегодняшний день выделены три основные синтаксические единицы, а именно: словосочетание, предложение и сложное предложение. В то время как слово и словоформа определены к числу так называемых синтаксических объектов, свойства которых отображаются в случаи связи с остальными словами, входящими в составе синтаксических единиц [25, с. 67].
Подобное понимание синтаксиса, синтаксических единиц, их структуры позволяет нам сделать вывод о значимости и необходимости осуществления учебной работы со школьниками младшего возраста над словосочетанием, предложением, сложным предложением с целью разрешения задач развития их мышления и связной речи, обогащения синтаксического строя речи, освоения синтаксических норм русского языка, для правильной организации связи между разнообразными уровнями языка: лексикой, морфологией и синтаксисом.
Вышесказанное, определяет актуальность темы представленной курсовой работы.
Объектом исследования выступает процесс, ориентированный на обогащение синтаксического строя речи детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования психолого-педагогические основы обогащения синтаксического строя речи младших школьников на уроках русского языка.
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость обогащения синтаксического строя речи младших школьников на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач, среди которых:
изучить педагогическую и психологолингвистическую литературу по проблеме исследования;
раскрыть научно-теоретические основы изучения синтаксиса на уроках русского языка в начальной школе;
В ходе исследования нами были использованы следующие методы: теоретическое изучение и анализ литературы по теме исследования, классификация, обобщение.
Научная ценность исследования заключается в накоплении и систематизации теоретического материала по теме исследования.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что результаты, полученные в ходе его проведения, способствуют правильному осознанию языковых единиц, выступающих в качестве основных средств обогащения речи и предупреждения возможных речевых ошибок детей младшего школьного возраста.
Структура курсовой работы: исследование включает в себя введение, одной главы, содержащей четыре параграфа, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Рассматриваемый в данной работе возрастной период младший школьный возраст, является этапом развития ребёнка, соответствующий периоду образовательного процесса в начальной школе. Следует первоначально отметить, что хронологические границы указанного возрастного периода развития ребенка в разных странах и исторических условиях различны. Условно, данный период может быть определен в границах от 6 7 до 10 11 лет, что, собственно, находится в зависимости от официально признанных государством сроков прохождения начального обучения [6, с.74].
Поступление ребенка в общеобразовательное учреждение ставит ним ряд важных задач, среди которых:
1) выявление уровня и степени его готовности к прохождению обучения и установление его индивидуальных особенностей к учебно-познавательной деятельности, коммуникации, особенности поведения, характера протекания психических процессов, учитываемые в процессе обучения;
2) максимальное компенсирование возможных пробелов и повышение уровня и степени школьной готовности, проведение необходимой и своевременной профилактики школьной дезадаптации;
3) планирование стратегии и тактики обучения младшего школьника с обязательным учётом всей совокупности его индивидуальных возможностей [8, с.27].
Конечно же, разрешение столь важных задач требует в достаточной степени глубокого изучения психологических особенностей младших школьников, поступивших в общеобразовательное учреждение с различным «багажом», который представляет собой совокупность, обусловленных возрастом и полом психологических новообразований, сформированных в период предыдущего дошкольного возрастного этапа развития ребенка.
Также, следует отметить, что каждый возрастной этап развития ребенка можно охарактеризовать определенным положением ребенка в общей системе общепринятых в конкретном обществе взаимоотношений, в соответствии с которым его жизнедеятельность заполняется своим, присущим только ему специфическим содержанием, так, например, особыми взаимоотношениями, устанавливаемыми с окружающими его людьми и ведущей деятельностью.
Обращаясь к работам Л. С. Выготского, мы обнаруживаем следующие типы, выделяемые ученым, ведущей деятельности:
1) для младенца эмоциональное общение;
2) для детей раннего детства манипулятивная деятельность;
3) для дошкольника игровая деятельность;
4) для младшего школьника учебная деятельность;
5) для подростка – одобряемая социумом деятельность;
6) для старшеклассника учебно-профессиональная деятельность 4, с.328].
Необходимо подчеркнуть важность периода поступления ребенка в общеобразовательное учреждение в школу, в ходе которого происходит существенная трансформация характера жизни ребёнка. И в первую очередь, стоит отметить главное противоречие, которое обнаруживается уже с первых дней обучения ребенка в школе, а именно между постоянно возрастающими требованиями, предъявляемые к личности ребёнка, качеству его внимания, памяти, мышлению, речи и текущему уровню развития. Названное противоречие выступает в качестве движущей силы развития младшего школьника, а в процессе увеличения требований до их уровня постепенно «подтягивается» и уровень его психического развития.
В связи с вышесказанным, можно заключить, что младший школьный возраст выступает в качестве достаточно сложного этапа качественного развития высших психических функций и становления личности ребёнка, реализуемое в пределах ведущей для данного этапа деятельности, согласно Л. С. Выготскому учебной, которая сменяет предшествующую ей игровую деятельность дошкольника. Введение ребёнка в названную деятельность выступает в качестве начала перестройки всего многообразия психических процессов и функций, проистекающих в рассматриваемый нами возрастной период [8, с.48].
Конечно же, не сразу происходит правильное отношение у младших школьников к процессу обучения, что обусловлено в большей степенью
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балтаева В. Т., Евдокимова А. Г., Федотова С. И. Аспекты изучения синтаксиса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. –2014. № 11-2. С. 305307.
2. Быстрова Е. А. Обучение русскому языку в школе. М.: Изд. Дрофа, 2004. 112 с.
3. Выготский Л. С. . История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6т. М., 2003. Т.З. 328 с.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. Режим доступа к журн. URL: https://www.twirpx.com/file/26535/ (дата обращения: 04.04.2018)
5. Давыдов В. В., Слободчикова В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 2002. № 3. С.1417.
6. . Данилов М. А Умственное воспитание // Сов. Педагогика. 2004.
12. С.70-82.
7. Данилов М. А. / Под общей ред. Б.П. Компова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. 518 с.
8. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: НИИОПП, 2006. 27 с.
9. Жинкин Н. И. Механизмы речи Режим доступа к журн. URL: https://www.twirpx.com/file/310286/ (дата обращения: 12.03.2018)
10. Занков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 2007. 152 с.
11. Кабанова-Меллер Е. Н.. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 2008. 288 с.
12. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости – М.: Педагогика, 2001. 200 с.
13. Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 2007. 151. С.151-198.
14. Ладыженская Т. А. Связная речь. Методика развития речи на уроках русского языка. Режим доступа к журн. URL: https://www.twirpx.com/file/2113421/ (дата обращения: 05.04.2018)
15. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. Красанд, 2010. 216 с.
16. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., исп. М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. 845 с.
17. Петрова Е. А. Интерпретация синтаксиса в рамках когнитивных исследованиях // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки 2017 №2(75). 159 с.
18. Пояснительная записка / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/285/285c5a8352bd686e417e040c416f0dfe.pd f (дата обращения: 19.12.2018).
19. Пояснительная записка / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://refdb.ru/look/1498676.html (дата обращения: 19.12.2018).
20. Русский язык в начальных классах: теории я и практика обучения: учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / Под ред. М. С. Соловейчик. М.: Изд. центр «Академия», 1997. С.34.
21. Савкина О. М. Выразительность речи как составляющая «хорошей речи» детей младшего школьного возраста // Подготовка детей к школе: традиции и современность: Материалы VII научно-практической конференции / Отв. ред. Т. В. Куликова. М.: МГПУ, 2007 С. 182-184.
22. Савкина О. М. Готовность учителей начальной школы к обучению фигурам речи // Научные школы как фактор подготовки педагогических кадров: Материалы научно-практической конференции преподавателей аспирантов и студентов г. Москвы / Сост. и отв. ред. С. Н. Вачкова. М.: Экон-Информ, 2010. С. 377-379.
23. Савкина О. М. Классическая методика о роли грамматики в развитии речи учащихся // Ярославский педагогический вестиик.Т.2 (Психолого-педагогические науки). 2011. №3. С.118-121.
24. Савкина О. М. Обучение младших школьников фигурам речи // Профессиональное становление личности учителя: Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей ФНК МГЛУ и педагогических колледжей г. Москвы / Сост. и отв. ред. C. B. Дубрович. М.: МГПУ, 2006. С. 200-205.
25. Савкина О. М. Совершенствование выразительности речи младших школьников // Современные технологии начального филологического образования и подготовки кадров: Материалы научно-практической конференции преподавателей аспирантов и студентов г. Москвы / Сост. и отв. ред. Т. И. Зиновьева. М.: Экон-Информ, 2010. С. 239-243.
26. Савкина О. М. Фигура речи - средство обогащения синтаксического строя // Начальная школа. 2009. №11. С.88-92.
27. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т; Н. В. Багичева, М. Л. Кусова, Е. И. Плотникова, С. В. Плотникова, В. А. Шуритенкова. М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. 67 с.
28. Харченко О. О. Через постижение «тайн языка» – к текстовой компетенции // Начальная школа. 2007. № 5. С. 36-43.
29. Чагочкина Е. А., Бытко О. О. Предтекстовые упражнения в процессе обучения чтению // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2(9). С. 314-316.